Недавно в обсуждении работ я затронула несколько композиционных приемов, которым нас обучали на первом курсе. Могу попробовать их пояснить, на примере простейших предметных фотографий, не несущих смысловой и художественной ценности. Все эти приемы можно и нужно использовать - они могут сделать вашу фотографию яркой и запоминающейся! Но не стоит компоновать в одном кадре больше двух-трех приемов, кадр может получится совершенно перенасыщенным и трудным для восприятия.

Условия съемки каждого кадра:
Пасмурный день, два часа назад.
ISO - 1600
Диафрагма 5,6
Выдержка 1/60
Без вспышки
Шумодав в ФШ

НЮАНС
Скорее цветовой прием, чем формовый, основанный на незначительном различии цветовой гаммы на всем снимке (включая пространство). Изображение просматривается как бы сквозь дымку.


НЮАНС


Камера:
Canon EOS 400D kit
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
140 kb - 400x600





АКЦЕНТ
Присутствие в изображение строго одного элемента, на котором поставлен акцент. Акцент бывает по цвету, по форме, по размеру, по смысловому отличию. Рассмотрим несколько примеров акцента.
Акцент сделан на размере, и на цвете тоже, и не понятно, что работает лучше, скорее всего оба приема усильняют эффект.


АКЦЕНТ: РАЗМЕР, ЦВЕТ


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
148 kb - 600x400





Акцент сделан на форме и размере: маленькая виноградинка овальной формы на фоне больших круглых помидоров. Было бы интересно поместить не виноградинку, а маленький черный треугольничек, но чего нет, того нет=)


АКЦЕНТ: РАЗМЕР, ФОРМА


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
59 kb - 600x400





Акцент только на цвете, кадр сделан только для дополнительно примера.


АКЦЕНТ: ЦВЕТ


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
166 kb - 600x400





КОНТРАСТ
Я думаю, пояснять этот пример не обязательно, потому что все им часто и активно пользуются, поясню только контрастные пары, которые использовались в создании изображений: сложное-простое, белое-черное, грубое-изящное, гладкое-шершавое, красное-зеленое, широкое-узкое. Думаю, нетрудно догадаться, какие пары к какой фотографии относятся.


КОНТРАСТ I


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
106 kb - 600x400




КОНТРАСТ II


Камера:
CAnon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
139 kb - 600x400




Другие контрастные пары: легкое-тяжелое, спокойное-беспокойное, большое-маленькое, много-мало, прозрачное-непрозрачное, мягкое-твердое, светлое-темное, желтое-синее, красное-белое, синее-белое, красное-черное и т.д. Попробуйте подумать, какие еще могут быть контрасты.

ДИНАМИКА
Очень интересный прием, который очень часто используется. Помогает показать движение, действие на снимке, усилить эффект. Но лучше не использовать динамические приемы для изображения статичных объектов: подсознательно у зрителя возникнет конфликт. Именно поэтому не рекомендуется поворот камеры при съемке спокойных сцен, как например сделал товарищ Zazuza при съемке своего спокойного неба. Поворот камеры должен усиливать динамику в композиции, а не противоречить смыслу. При съемке натюрморта (статичных предметов), чтобы показать его динамичность можно использовать наклон линий, ассиметрию, необычный ракурс, заход предметов за пределы кадра, чтобы показать их "движение". Но в общем динамику рекомендуется использовать при съемке людей и репортажей. Динамичности добавит поворот головы за спину, движение модели "из кадра", наличие наклонных линий, углов и треугольных форм.


ДИНАМИКА


Камера:
CANON EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
126 kb - 600x400





МЕТР
Статичное повторение одинаковых предметов на одинаковом расстоянии и т.д. - довольно скучный прием. По-моему он подходит только для того, чтобы снимать выстроившихся в шеренгу первоклассников.


МЕТР


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
94 kb - 600x400





РИТМ
Совершенно иное понятие, чем метр. Тут появляется движение, характер предметов. В последнем вывешенном кадре "Поколения" схема композиции именно такая. Ритм используется для усиления воздействия эффекта от предмета.


РИТМ


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
113 kb - 600x400





ФОРМА
Работа исключительно с формой, цветом, вообщем, предметом. Пространство никаким образом не задействовано. Оно нейтрально, и только подчеркивает красоту и изящность объекта изображения.


ФОРМА


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
58 kb - 400x600





КОНТРФОРМА
Работа только с пространством. Предмет нейтральный, спокойный, и буйство красок, форм, действий фона только подчеркивает его лаконизм и простоту.


КОНТРФОРМА


Камера:
Canon EOS 400D
Место, условия съемки:
-
Параметры изображения (ШхВ, Размер):
99 kb - 600x400





Думаю, я объяснила детально и понятно. И не говорите потом, что я никогда ничего не объясняю. Объясняю, иногда и с удовольствием. Но не надо воспринимать эту небольшую статью, как полное руководство по композиции в фотографии, нет. Это только малая часть, некоторые приемы. Еще могу предложить обменяться фотографиями с данными приемами, для опыта и развлечения. Особенно было бы интересно посмотреть, как вы можете использовать эти приемы в портретной фотографии. И не только контраст и динамику=) Попробую успеть быть первой в комментариях и покажу, что у меня есть на все эти темы=)
А кто благодарен мне за труды, может перевести мне символическое количество дайри-денег, это будет лучше чем спасибо, хотя писала я это не из меркантильных соображений, а из соображений помочь тем у кого проблемы с композицией.